Адаптивность сайта в поисковой оптимизации

Доля интернет-трафика с мобильных устройств неумолимо возрастает.

Доля мобильного трафика в мире

С 2014-го года мобильного трафика в мире стало больше, чем десктопного. Со временем эта тенденция будет усиливаться.

Российская статистика немного отстает от общемировой. Однако, в 2015-м году, по данным Liveinternet, доля мобильного трафика в рунете так же превысила 50%.

Пренебрегать мобильным трафиком больше нельзя, и поисковые системы прямо или косвенно начинают учитывать адаптацию сайта под мобильные устройства, как один из ключевых факторов поисковой оптимизации.

Google анализирует адаптивность сайта напрямую. Результат оценки адаптивности от Google каждый вебмастер может узнать с помощью теста:

https://www.google.com/webmasters/tools/mobile-friendly/

Кроме этого, Google предоставляет вебмастерам подробные инструкции по настройке мобильной версии сайта:

https://developers.google.com/webmasters/mobile-sites/mobile-seo/

В мануале даны исчерпывающие рекомендации по всем трем вариантам реализации мобильной версии: адаптивный дизайн, динамический показ, разные URL.

С точки зрения поисковой оптимизации предпочтительны первые два варианта, так как они предусматривают сохранение URL страниц при просмотре сайта на устройствах любого типа.

Мобильная версия сайта в отдельной папке или на поддомене более проблемна, так как возникают сложности при оценке внешнессылочных факторов, и появляется необходимость следить за синхронизацией контента на основной и мобильной версии сайта.

Если контент на разных версиях сайта будет отличаться, это создаст проблемы и для поисковых систем, и для пользователей. Один из старых запрещенных приемов SEO называется "клоакинг" и заключается в том, чтобы отдавать поисковому роботу один контент, а пользователю — совершенно другой.

При халатном подходе к реализации мобильной версии сайта в папке или на поддомене можно невольно реализовать схему клоакинга. В этом случае возможен печальный итог: пессимизация сайта или бан.

Что касается Яндекса, то его рекомендации по адаптивности сайта лаконичны:

http://help.yandex.ru/webmaster/recommendations/mobile-site.xml

Понятно, что для разработки концепции адаптивного сайта этих рекомендаций недостаточно. Google дает более системные и подробные инструкции. На них и нужно ориентироваться при создании сайта, принимая к сведению советы Яндекса.

У Яндекса нет инструментов оценки адаптивности сайта, как у Гугла. По крайней мере, публичных. Яндекс не присылает в вебмастерке сообщения о проблемах с сайтом из-за отсутствия адаптивности, как это делает Гугл. Судя по всему, Яндекс фиксирует проблемы с адаптивностью сайта косвенно — посредством анализа поведенческих факторов.

Если пользователи закрывают сайт сразу после перехода из поиска и продолжают искать другие варианты, значит на сайте есть какая-то проблема. С чем она связана: с низкой релевантностью, с плохим контентом или с отсутствием адаптивности — для Яндекса не имеет значения. Такой сайт будет терять позиции в любом случае.

Разработчики алгоритмов Яндекса, в отличие от Google решили не тратить ресурсы на выявление причин плохих поведенческих факторов, а просто реагируют на них по факту. Чей подход в итоге окажется более эффективным, время покажет.