Каталоги сайтов в SEO

Каталоги сайтов в большинстве своём имеют репутацию одного из старейших спам-ресурсов. Изначально каталоги сайтов создавались для того, чтобы облегчить пользователю поиск сайтов определенной тематики (в каталогах сайты обычно рассортированы по темам). Но, как часто это бывает, хороший инструмент начали использовать не по назначению, а для того, чтобы нарастить ссылочную массу для раскрутки сайтов.

С большинства каталогов очень просто получить прямую ссылку на сайт, чем и воспользовались многие оптимизаторы, очень быстро автоматизировав этот процесс с помощью специальных сервисов автоматической регистрации в каталогах (старейший из них — 1ps.ru).

В начале истории рунета, когда поисковые системы были молодыми, их алгоритмы были несовершенны, благодаря чему прогон по каталогам был довольно эффективным методом продвижения сайта. Теперь это уже в прошлом.

Сейчас в алгоритмах поисковых систем среди всех факторов, влияющих на ранжирование, большое значение имеет траст. И если каталог не относится к категории трастовых ресурсов, то ссылка с него практически бесполезна, а в некоторых случаях может даже навредить.

За внешние факторы поисковые системы вроде бы не банят, так-как в таком случае оптимизаторам ничего бы не стоило отправить в бан или существенно понизить позиции сайта конкурента, прогнав его по черной базе каталогов, забаненных поисковыми системами. Однако это касается сайтов с более-менее значительным возрастом и трастом. С новыми сайтами ситуация несколько иная.

Часто бывает, что новичок, не разбирающийся в SEO, после создания сайта начинает думать о его продвижении. Находит где-то в сети устаревший совет о пользе каталожных прогонов, и либо прогоняет сайт сам (например, с помощью программы Allsubmitter), либо заказывает прогон по какой-нибудь чумовой базе из 30 000 каталогов. Вероятность бана сайта в подобных случаях довольно велика.

Такое поведение поисковых систем в отношении молодых сайтов вполне логично. Молодой сайт в первое время своего существования может находиться на хороших позициях только по низкочастотным запросам. Вероятность того, что кто-то попытается забанить ваш сайт автопрогоном по каталогам из-за конкуренции по низкочастотному запросу, крайне мала.

Поэтому, если после создания сайта первым вашим действием будет автопрогон по большой базе каталогов (более 15 000), то, скорее всего, вы получите свой честно заработанный бан за некорректные методы SEO. Особенно если прогон был сделан раньше индексирования сайта поисковыми системами и по базе неизвестного происхождения.

В то же время, существует некоторое количество серьёзных модерируемых каталогов сайтов — трастовых каталогов. Попасть в них нелегко из-за высоких требований к сайтам, но ссылки с таких каталогов имеют серьёзный вес для ранжирования. Для продвижения сайта следует стремиться зарегистрировать его в трастовых каталогах, самые значимые среди которых — это каталог Яндекса и Dmoz.

Иногда добавление сайта в трастовый каталог бывает платным, но не всегда. Например, в каталоге Dmoz (трастовом для Google) добавление бесплатно, а за добавление сайта в каталог Яндекса нужно платить, хотя есть возможность попасть в него и бесплатно в порядке очереди.

Для продвижения серьезного долговременного коммерческого проекта затраты на добавление сайта в трастовые каталоги себя обычно оправдывают, так-как сейчас влияние траста очень велико.

Чтобы иметь представление о других трастовых (хоть и в меньшей степени) каталогах, нужно в первую смотреть соответствующие разделы каталогов Яндекса и Dmoz:

Раздел "Каталоги" каталога Яндекса
Раздел "Каталоги" каталога Dmoz

Логика здесь проста: если каталог сайтов прошёл модерацию в Яндекс-каталоге или в Dmoz, значит этот каталог известен поисковым системам, как качественный, и соответственно имеет определённый траст.

Каталогов в этих разделах (особенно в каталоге Яндекса) не так уж мало, но не спешите радоваться. Большинство из них либо региональные, либо тематические, и неподходящий сайт туда скорее всего не примут.

Во многих общетематических каталогах ссылки закрыты noindex и nofollow, или реализованы через редирект. Иногда встречаются каталоги, которые предлагают разместить ссылку, открытую для индексирования, за деньги, а иначе — на общих основаниях, через редирект. Различных ухищрений масса. Поэтому, чтобы найти для себя что-то реально полезное, эти разделы придется хорошенько прошерстить.

Если каталог не входит в Яндекс-каталог или в Dmoz, то для его оценки нужно использовать показатели: тИЦ, Pr и количество страниц, проиндексированных поисковыми системами. Если эти показатели приличные, значит каталог по крайней мере не в бане и не под фильтром, и работать с ним можно.

Если говорить о сервисах авторегистрации, подобных 1ps, то за своими базами они конечно следят и репутацией своей дорожат, но до того времени, пока продвигаемый сайт не обрастет ссылками с других источников, заказывать массированный автопрогон все же рискованно, хотя им можно неплохо прокачать ссылочное главной страницы сайта.

При регистрации сайта в каталогах необходимо следить за тем, чтобы название и описание сайта каждый раз было уникальным. Это нужно для того, чтобы поисковые системы не "склеивали" ссылки. Для реализации этой задачи можно пользоваться возможностями AllSubmittera, если он есть, или работать с синонимайзером.