PR (PageRank) и nofollow

PR (PageRank) — это параметр для измерения степени "важности" страницы, который используется поисковой системой Google. Это один из приблизительно двухсот факторов, который учитывается Google при ранжировании сайта в результатах поиска. PR не является одним из самых значимых факторов. Влияние его не очень велико, но оно присутствует. Такова официальная позиция Google, и это мнение наиболее распространено среди оптимизаторов.

Однако есть один очень существенный нюанс. PR самой продвигаемой страницы действительно оказывает довольно слабый эффект на её продвижение по целевому запросу, но PR страниц других сайтов, на которых размещены активные ссылки с нужными анкорами на Ваш сайт, имеет очень важное значение для SEO, так как в этом случае PR усиливает эффект ссылочного ранжирования.

Этот факт дает повод многим вебмастерам специально накручивать PR и продавать ссылки с прокачанных страниц. За продажу ссылок Google может понизить PR страницы или обнулить его вовсе.

PR является своеобразной мерой количества и качества ссылок, ведущих на страницу сайта. Каждая страница, проиндексированная Google, имеет свое значение PR. Каким же образом он определяется? Точного ответа на этот вопрос конечно нет, так-как Google не раскрывает своих алгоритмов работы, но кое-какие ориентировочные данные имеются.

Упрощённая логика расчёта такова:
Допустим, на страницу Вашего сайта идёт всего одна ссылка со страницы, PR которой равен 5. В этом случае PR страницы возрастёт на величину 5k, где k — коэффициент затухания (обычно берётся k=0.85). Это утверждение справедливо, если на странице, с которой передается PR, находится всего одна ссылка (включая внутренние), что бывает крайне редко. Обычно на всех страницах сайтов достаточно много внутренних ссылок (пункты меню и другие).

Передаваемый PR же распределяется по всем исходящим со страницы ссылкам равномерно. Поэтому, если на странице со ссылкой на страницу Вашего сайта находится всего десять исходящих ссылок (включая пункты меню и другие внутренние и внешние ссылки этой страницы), то передаваемый вес будет равен 5k/10. Таким образом, каждая ссылка на страницу Вашего сайта (неважно внешняя или внутренняя) прибавляет ей немного PR в соответствии с PR страницы-источника и количеством исходящих ссылок на ней.

Всё это верно лишь в том случае, если на исходящей ссылке не используется атрибут nofollow (синтаксис: rel="nofollow").
При использовании nofollow PR не передаётся вообще, так же, как и ссылочное. (Текстовое содержание ссылок для определения PageRank значения не имеет).

Тоесть, если на страницы Вашего сайта будет много внешних ссылок с атрибутом nofollow, то никакой пользы для продвижения сайта в поисковой системе Google эти ссылки не принесут. К сожалению, многие вебмастера используют nofollow для всех исходящих ссылок со своих сайтов без особой необходимости.

Такое поведение вызвано тем, что раньше распределение PR по исходящим ссылкам со страницы происходило условно по следующей схеме:

Схема распределения PR без nofollowСхема распределения PR с nofollow

А с недавнего времени перераспределение PR происходит так:

Распределение PR сейчас

(См http://www.seo-konkret.ru/google-nofollow-pagerank/
Оригинал: http://searchengineland.com/google-loses-backwards-compatibility-on-paid-link-blocking-pagerank-sculpting-20408)

Тоесть раньше на странице сайта можно было поставить сколько угодно ссылок, и, закрыв большую часть из них nofollow, оставить весь общий вес на наиболее важных страницах. Из-за этого многие вебмастера ставили nofollow на всех внешних исходящих ссылках, чтобы оставить вес лишь на страницах своего сайта да ещё на платных ссылках.

Таким образом, общая реальная картина по весу страниц сайтов для Google очень сильно искажалась. На какой-нибудь популярный хороший сайт могло стоять большое количество естественных внешних ссылок, но авторитета ему это не прибавляло, так-как большинство ссылок закрыто nofollow вебмастерами. Зато наоборот - страницы какого-то хлам-ресурса могли иметь большой вес за счёт покупных ссылок без nofollow.

Последнее нововведение от поисковой системы Google лишает смысла попытки вебмастеров сохранить вес на страницах своего сайта, за счет простановки nofollow на исходящих ссылках. Теперь это бесполезно, так-как вес по ссылке с атрибутом nofollow сейчас просто сгорает, не доставаясь никому.

Проанализировав это последнее серьёзное новшество в алгоритме Google можно сделать следующие основные выводы:

1. Использование атрибута rel="nofollow"  во внутренней перелинковке сайта, имеющее целью сосредоточить PR на наиболее значимых его страницах, теперь смысла не имеет.

2. Использование атрибута rel="nofollow"  во всех исходящих ссылках на внешние сайты с целью оставить больше веса на своих страницах теперь также смысла не имеет. (Ну разве что только из вредности, по принципу "ни себе, ни людям").

3. Атрибут rel="nofollow"  следует ставить лишь в исходящих ссылках на "плохие" сайты, ссылка на которые может понизить траст Вашего сайта. Тоесть фактически просто нужно использовать атрибут rel="nofollow"  по его прямому назначению.

Так, например, сайты типа "Антилохотрон" вынуждены в силу своей специфики размещать ссылки на сайты различных аферистов. В этом случае уместно поставить nofollow. Или, допустим, возникла необходимость привести пример забаненного каталога. В этом случае тоже нужно поставить rel="nofollow".

Во всех остальных случаях ставить nofollow  смысла уже нет. Теперь многие вебмастера для того, чтобы сохранить вес на страницах своего сайта, вместо использования атрибута nofollow будут искать другие пути, например, реализовывать ссылки через JavaScript. Но по некоторым сведениям, Google уже научился распознавать такие ссылки. Тоже самое скорее всего произойдёт и с другими подобными методами.

Фактически, последнее нововведение от Google стимулирует вебмастеров просто избегать простановки ссылок на страницах сайта без особой на то необходимости (в том числе рекламных ссылок или большого количества счётчиков), повышая таким образом общее качество сайта. Если всё же возникает необходимость поставить на странице несколько малозначительных ссылок, то лучше указать их url-адрес в текстовом виде (без тега <a>), не используя никаких ухищрений.

Внимание! С конца апреля 2010-го года поисковая система Яндекс начала использовать атрибут  rel="nofollow" точно так же, как и поисковая система Google. Тоесть по nofollow-ссылкам больше не передается ссылочное и тИЦ.

Реальный и тулбарный PR.
Следует различать реальный и тулбарный PR. Реальный PR используется непосредственно в алгоритмах Google, а тулбарный PR может посмотреть любой вебмастер в различных онлайн сервисах. Приблизительное соотношение реального и тулбарного PR выглядит так:

Реальный и тулбарный PR

Тоесть оно имеет логарифмическую, а не линейную зависимость. Реальный PR страницы с тулбарным PR3 может быть выше реального PR страницы с тулбарным PR1 и в 10 раз, и в 1000, если брать крайние пределы в данном примере.

Так что тулбарный PR дает довольно смутное представление о реальном PR страницы. К тому же он обновляется редко и может вообще не соответствовать текущему положению дел.

Соотношение реального и тулбарного PR в приведенной выше таблице названо приблизительным, так как реальная формула расчета тулбарного PR имеет следующий вид:

Формула расчета тулбарного PR

 где x — линейный поправочный коэффициент.

Основание логарифма (a) может корректироваться Google, и оно не обязательно равно 10. Реальную цифру Google, разумеется, не разглашает, и пример с десятичным логарифмом приведен лишь для упрощения восприятия логарифмической зависимости.

Делая общий вывод по работе с PR, следует сказать, что не стоит прилагать большие усилия для прокачки PR страниц продвигаемого сайта, но следует обращать внимание на PR страниц, на которых размещаются внешние ссылки на продвигаемый сайт.